Многое пришлось повидать Донской земле за тысячелетия её истории, в том числе и земле Октябрьского сельского района. Пять веков назад обширные просторы Придонья являлись почти безлюдной степью, далекой окраиной России, на огромной территории которой были редко разбросаны казачьи городки. Сюда, на вольный Дон, уходили крестьяне из центральных районов страны от крепостнического гнета.
Бесконечная степь, простиравшаяся в древние времена между владениями Русского государства и Крымским ханством, точнее, между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны, называлась Диким полем. Дикое поле... Кого только не повидало ты.
По рассохшейся, покрытой бесчисленными трещинами земле на косматых лошаденках проносились длинноволосые скифы, пробирались греческие купцы, гнали стада рогатого скота готы, пролетали, словно саранча, гунны. Знало ты и хазар, и половцев, и татар... Несметное количество людей прошло здесь, оставив лишь немых свидетелей тех грозных лет - курганы да каменных идолов с плоскими лицами... И все же очень долго Дикое поле никем не заселялось, хотя никогда оно не было безлюдным: скифы и сарматы, готы и гунны, авары и хазары, печенеги и половцы - одни шли на смену другим. Древнейшей народностью, населявшей юг нашей страны, были киммерийцы (упоминания о них мы находим в Гомеровской "Одиссее"), которых вытеснили скифы, пришедшие из Азии. С их приходом в Донецкой степи развивалось кочевое скотоводство. Скифы прекрасно владели кузнечным делом, им даже приписывается изобретение железа. Скифские мастера изготавливали мечи, кинжалы, наконечники для копий и другие металлические изделия, пользовавшиеся большим спросом. Скифы вели активную торговлю и обладали незаурядными воинскими качествами. Но и они были побеждены кочевым народом - сарматами, пришедшими с востока в III веке до нашей эры. Вторжение гуннов положило конец господству сарматов.
В VI веке в Диком поле появляются новые воинствующие племена кочевников: сначала - авары, затем - болгары, В VI) веке на всем степном пространстве донецких степей прочно закрепились хазары. Но в X веке местное население подверглось новому нападению со стороны кочевников -печенегов, затем тюрков и половцев. Тюркские кочевые племена становятся хозяевами Дикого поля, неспокойными и воинственными соседями Руси. В моменты перемирия между Русью и кочевниками велась оживленная торговля: половцы гнали на Русь табуны скота, а к половцам из Руси завозились изделия ремесленников и другие товары.
Русь оказывала огромное влияние на хозяйство и культуру кочевников. Благодаря этому некоторые племена переходят к оседлому образу жизни, начинают заниматься земледелием. В 1223 г Дикое поле оказалось под пятой татар, которые хозяйничали в Донских степях до распада Золотой Орды. И только в 1696 г. в результате Азовских походов Петра I эти земли были окончательно присоединены к России. Подтверждением этих исторических фактов служат курганы, большие и малые, разбросанные в бесчисленном множестве по всей донской степи. Степные курганы упорно хранят свои тайны, которые не так просто разгадать.
Многочисленные курганы, оставленные в донском крае кочевниками, иногда называют донскими пирамидами. Так, до сих пор, на территории теперешней Алексеевской администрации нет-нет, да и находят следы живших или проходивших здесь племен.
Между Новошахтинском и Алексеевкой возвышаются свидетели седой старины - древние курганы. Здесь в степи до сих пор находят обилие камней, различных бронзовых и медных фигурок из древних захоронений, распаханных в XX веке. Это и фантастические звери, и быки, и лошади, и даже тигры. Они относятся к концу XI века до н. э, и указывают на нашествие на Донскую землю «царя царей», непобедимого владыки Персии Дария. Его стотысячное войско вторглось на Донскую землю знойным летом 514 года до н. э. В это время здесь жили кочевники-скифы. Они выжигали степи вокруг персидского войска, лишая корма его конницу, обозных лошадей и верблюдов, но скифы не вступали в открытое сражение с завоевателями, т.к. те намного превосходили их по численности.
Скифы медленно отходили, оставляя персам засыпанные землей или отравленные колодцы и голую степь. Скифы нападали из засад на отдельные отряды персов, не оставляя им. ни продовольствия, ни фуража. Армия персов таяла из-за болезней, голода и внезапных нападений скифов. Почти два месяца персы находились на Донской земле и, в конце концов, Дарию стало ясно, что дальнейшее продвижение в глубь степей окончательно погубит армию. Он приказал отступать, но воины гибли и при отступлении, т.к. скифы продолжали их преследовать.
Персы хоронили своих воинов в специально насыпанных курганах, а сверху на захоронения ставили каменные изваяния своих идолов. Но очень многие воины оставались лежать незахороненными, и поэтому до наших дней дошли оставшиеся от них металлические изделия служившие им украшениями, в виде бляшек с изображением зверей и птиц.
Об этом интересно рассказано в районной газете "Призыв" от 26.06.90 г. в статье И,А. Гарбузова. Кроме того, находили древнейших каменных идолов и погребальные захоронения на территории Артемовской (около колхоза "Мир") и Краснолучской администраций (х. Озерки), которые относятся кХ1М-1И векам до н. э. и также имеют скифское происхождение. Некоторые из них пополнили музейные экспонаты историко-археологического заповедника Танаис" и Новочеркасского музея Истории Донского казачества. Большую роль в заселении Дикого поля сыграло донское казачество, которое, продвигаясь в глубь степи, основывало поселения и города. Постепенно Дикое поле заселялось. Зарождение казачества. На донской земле находили приют беглые русские крестьяне, спасаясь от помещиков. Летом они объединялись в отряды и занимались охотой, рыбной ловлей, набегами на кочевников, а в зимнее время возвращались на родину. Таких людей стали называть казаками. Постоянных поселений они вначале не имели.
Первое упоминание о таких казачьих поселениях в Диком поле относится к октябрю 1549 г.
Поначалу жилищами казакам служили временные шалаши и землянки, которые они укрепляли земляными валами, плетнями, кустами колючего терна. Но позже стали
строить постоянные жилища - курени. Селились обычно по берегам рек. Со временем казаки стали надежным оплотом России на юго-востоке: они помогали охране русских границ. С 1570 г. царское правительство стало выплачивать казакам жалованье в виде пороха, свинца, хлеба, сукна и т.д. К этому времени число казачьих городков увеличилось до трех десятков. Казаков, живших в верховьях Дона, стали называть верховыми, а тех, что жили в низовьях - низовыми. В первой половине XVII столетия у донских казаков сложилась военно-административная организация - Войско Донское. Для решения всех своих дел казаки собирались на общий сбор -Войсковой круг. В нем принимали участие все казаки, кроме порочных и пенных (провинившихся). Заслужить прощение можно было только своей храбростью. Войсковой атаман выбирался на год. Его могли выбрать второй и третий раз, но и могли переизбрать до срока, если он провинился перед казаками. На войсковом круге вершили суд, обсуждали вопросы войны и мира, принимали послов, оглашали царские грамоты.
Оформилось и административное устройство Войска Донского. Центром его стал Раздорский городок (ныне ст. Раздорская, которая является наследницей древнего казачьего городка Раздоры и которая была до 1622 г. главным городом донских казаков), а позже - Черкасск. В Черкасске собирался Войсковой круг, находилась войсковая канцелярия, суд, духовное правление, училище, войсковой архив. Город был известен и как крупный торговый центр.
Менялись времена. Небольшие укрепленные казачьи городки стали разрастаться в обширные селения - станицы.
Уклад экономики Области Войска Донского, в основном, являлся аграрным, и его хозяйство очень медленно переходило на капиталистический путь развития. Развитие промышленности, водного транспорта и сети железных дорог на Дону увеличивало спрос на уголь, и уже к концу 50-х годов добыча Грушевских шахт составляла 73% всей добычи Донбасса. Но донскую землю ожидали новые испытания: Октябрьский переворот, Гражданская война, страшные времена смуты и неразберихи, времена хаоса, полные жестоких страстей и противоречий... О дальнейшем развитии донского края, о событиях и судьбах тех, кто связал свою жизнь с донской землей и непосредственно с Октябрьским районом, и пойдет наш рассказ.