В современный период в России, да и во многих других странах заметно актуализировались проблемы в обществе и государстве, связанные с моло-дежным экстремизмом. Кроме того, это явление стало носить все более общественно опасный характер, а именно: увеличивается количество преступлений с участием несовершеннолетних, поднимается уровень насилия в молодежной среде, его проявления становятся более жестокими. Противодействие проявлениям экстремизма среди молодежи становится общегосударственной задачей, включающей в себя различные аспекты ее реализации. Прокуратура района систематически проводит проверки по исполнению законодательства об образовании и противодействии экстремистской деятельно-сти с принятием мер реагирования по выявленным нарушениям. Особое внимание при этом уделяется региональным и муниципальным нормативным правовым актам, противоречащим положениям Конституции РФ и федеральным законам, создающим угрозу возникновения очагов межнациональной напряженности, межрелигиозных конфликтов и терроризма в субъектах Федерации. Наиболее типичными нарушениями являются несоответствие требованиям законодательства учредительных документов, непринятие соответствующих нормативных правовых актов в части обеспечения пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности, антитеррористической защищенности, а также в сфере защиты прав детей, в том числе сирот. Осуществляя надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, значительное внимание прокуратура уделяет недопущению вовлечения несовершеннолетних и молодежи в экстремистскую деятельность, пресечению случаев распространения среди молодежи идей религиозного экстремизма. Характерными нарушениями закона в анализируемой сфере являются факты бездействия руководителей учебных заведений, выражающиеся в непринятии соответствующих организационно-распорядительных документов для установки в соответствии с действующим законодательством систем фильтрации доступа в Интернет, ограждающей учащихся от экстремистских сайтов. При осуществлении надзора в данной сфере прокуратурой устанавливались факты открытого беспрепятственного доступа для учащихся к материалам, включенным в федеральный список экстремистских материалов, что свидетельствует о непринятии мер по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию. Повсеместно выявлялись случаи нарушения органами местного самоуправления законов в сфере миграционного учета, отсутствия анализа эффективности реализации муниципальных программ в сфере противодействия экстремизму и терроризму, что находило свое отражение в актах прокурорского реагирования. Между тем учитывая, что одним из направлений борьбы с данным крайне негативным явлением является его предупреждение, по инициативе прокуратуры района с привлечением других правоохранительных органов, представителей учебных и научных учреждений, общественных, религиозных организаций практикуется проведение семинаров-совещаний, заседаний "круглых столов", на которых обсуждаются вопросы противодействия экс-тремистской деятельности, в том числе проблемы молодежного экстремизма. Стоит отметить, что решение проблем молодежного экстремизма требует реализации комплекса организационных, правовых, профилактических мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных организаций. Полагаем, что в целях эффективного противодействия экстремистским проявлениям в молодежной среде необходимо широкое участие государства и общества в создании комплекса превентивных мер, который включал бы в себя такие меры, как: • совершенствование законодательства в области межнациональных, межконфессиональных отношений и противодействия экстремистской деятельности; • проведение культурно-просветительской работы, направленной на форми-рование общественного мнения по неприятию идеологии экстремизма; • разработка и введение в программы обучения общеобразовательных и специальных учреждений, а также учреждений высшего профессионального образования специальных курсов по вопросам толерантности в современном российском обществе; • освещение в СМИ негативных последствий экстремистской деятельности, результатов работы правоохранительных органов по пресечению противоправной деятельности экстремистских формирований, объединений и группировок, а также деятельности государственных органов и общественно-политических объединений по предупреждению экстремизма; • принятие мер по недопущению распространения экстремистской идеологии в сети Интернет; • выявление причин и условий, способствующих совершению правонаруше-ний экстремистской направленности или препятствующих повышению эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму в молодежной среде.