Способ нарушения учётно-регистрационной дисциплины сотрудниками правоохранительных органов

Помощник прокурора Октябрьского района А.Р. Цушба  |  



Одно из важнейших конституционных прав граждан — право на доступ к правосудию, которое во многом является гарантией реализации таких основополагающих прав как право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др. Право на доступ к правосудию возникает у лица с момента совершения в отношении него преступления, а его реализация начинает осуществляться после обращения с заявлением в правоохранительные органы на стадии возбуждения уголовного дела. При этом, государство гарантирует и обеспечивает реальную возможность каждого пострадавшего от противоправного деяния лица в разумный срок беспрепятственно воспользоваться правом обращения в компетентные органы за защитой нарушенных прав и интересов и отстаивать их в установленном законом порядке, начиная со стадии возбуждения уголовного дела, тогда как незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, по сути, ограничивает данное конституционное право гражданина. Между тем, анализ прокурорско-надзорной практики показывает, что значительная часть постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела выносится без достаточных к тому оснований, с нарушением закона, что влечёт за собой их отмену прокурором. Преступления, кроме того, укрываются от регистрации и учета, уголовные дела незаконно прекращаются, имеют место фальсификации материалов проверок и уголовных дел и другие нарушения законности и учетно-регистрационной дисциплины. Обращения граждан, поступающие, в частности, в органы внутренних дел, являются важнейшим источником информации о процессах, происходящих в обществе и влияющих на состояние преступности. Каждое удовлетворенное обращение гражданина — это не просто защита его нарушенного права и законного интереса, но одновременно и исправление недостатков, пресечение нарушений. Таким образом, следует признать, что проблемы противодействия нарушениям учётно-регистрационной дисциплины имеют важное общественное значение и требуют вдумчивого системного подхода к решению. Важную роль при этом должен играть прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Решить проблему соблюдения учётно-регистрационной дисциплины средствами прокурорского надзора, как представляется, можно одним путем — перенеся надзор прокурора на более ранние этапы, упреждая нарушения закона, а в случаях необходимости — помогая принимать обоснованные решения. Таким образом, роль прокурора при осуществлении надзора за соблюдением учётно-регистрационной дисциплины всё более возрастает и может рассматриваться как действенная гарантия обеспечения права граждан на доступ к правосудию. Для успешной реализации задач в рассматриваемой нами области прокурор должен, прежде всего, знать нормативные акты, регламентирующие деятельность по приёму, регистрации и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях. Речь в данном случае идёт не только и не столько о федеральных законах, сколько о ведомственных нормативных актах. Не меньшее значение имеет и знание прокурором способов нарушения учётно-регистрационной дисциплины сотрудниками правоохранительных органов, их криминалистических признаков и путём и способов выявления подобных нарушений. Иначе говоря, речь идёт о содержательной стороне деятельности прокурора, которая во многом определяется тем, в какой именно форме и по чьей инициативе осуществлено сокрытие преступления. Иная ситуация складывается при выявлении укрытых преступлений. Укрытие преступления осуществляется по воле уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов, в связи с чем имеют место их действия или бездействие, выражающееся в нарушении учётно-регистрационной дисциплины. Наиболее распространенные способы нарушения учётно-регистрационной дисциплины: отказ в принятии и регистрации заявлений и сообщений о преступлении; регистрация принятой информации в неполном объеме, умышленное занижение общественной опасности противоправного деяния, заявленного гражданином, позволяющее принять процессуальное решение об отказе в возбуждении уголовного дела в силу малозначительности противоправного деяния; фальсификация материалов проверки сообщения о преступлении. Типичными нарушениями на стадии возбуждения уголовного дела являются: 1) на этапе приема заявлений и сообщений о преступлениях: 1.1) сокрытие преступлений от учета; 1.2) фальсификация заявлений и сообщений о совершенном преступлении; 2) на этапе проверки заявлений и сообщений о преступлениях, принятии процессуальных решений: а) необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела; б) фальсификация материалов предварительной проверки и принимаемых решений; в) превышение сроков предварительной проверки (несвоевременное принятие процессуального решения); г) производство следственных и иных действий, не разрешенных на этапе предварительной проверки; д) необоснованное возбуждение уголовного дела. Следующий этап, на котором могут быть допущены нарушения учётно-регистрационной дисциплины, связан с проверкой заявления. Основная масса заявлений (сообщений) о преступлении проверяется участковыми уполномоченными полиции (более 70% материалов, зарегистрированных в КУСП). При этом одновременно им приходится проверять и другие сообщения, не содержащие признаки преступлений или административных правонарушений. Проверка таких сообщений также ограничена определенными временными рамками, нарушения которых чревато для исполнителей привлечением к дисциплинарной ответственности. На стадии проверки заявления допускаются такие нарушения как фальсификация материалов, воздействие на заявителей с целью их склонения к отказу от заявления или сообщению заведомо ложных сведений о признаках, которые в дальнейшем позволят сделать вывод об отсутствии события или состава преступления. Так, по материалам о кражах недобросовестные сотрудники правоохранительных органов уговаривают потерпевших существенно снизить стоимость похищенного имущества, что позволит в дальнейшем сделать ложный вывод о наличии признаков мелкого хищения, предоставления различных документов, справок, что существенно затягивает сроки проверки и снижает желание потерпевшего добиться привлечения виновных к ответственности. Участковым уполномоченным полиции из-за жесткого ограничения времени проведения проверки по сообщениям об административных правонарушениях и перспективы привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение установленных сроков проверки, стало «невыгодно» выявлять административные правонарушения. Как следствие, они стали проводить проверку материалов с определенным уклоном, исключающим обнаружение признаков состава административного правонарушения. Думается, в данном случае возможна аналогия и в части проверки заявлений (сообщений) о преступлении; не фиксирование всей поступающей в ходе проверки информации, волокита при принятии процессуальных решений. Выявить данные нарушения возможно с помощью: получения информации от потерпевшего (лично или по телефону); изучения материалов жалоб и обращений в вышестоящие инстанции, прокуратуру и суд; изучения материалов проверки с целью выявления признаков исправления номеров телефонов и адресов заявителей, дописок другими средствами письма, иными лицами, в других условиях письма; выявление факта привлечения к следственным действиям одних и тех же понятых; явное несоответствие между оценкой похищенного имущества и его реальной стоимостью; отсутствие в материалах проверки необходимых объяснений, заключений специалистов. Последний этап, на котором возможно нарушение учётно-регистрационной дисциплины, связан с принятием решения по заявлению. На этом этапе могут быть вынесены незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, дело может быть возбуждено по статье УК, предусматривающей ответственность за менее тяжкое преступление (например, грабёж вместо разбоя, совершённого группой лиц). Сюда же, следует отнести и случаи непринятия решения по материалу проверки в разумные сроки. Сложилась практика привлечения к ответственности только участковых инспекторов, при том что начальник органа дознания, утвердивший постановление, за это не отвечает. Такая практика допустима при нарушениях при проверке заявления (сообщения). Если же такие нарушения допускаются при разрешении заявления, основная тяжесть ответственности должна ложиться, на руководителя соответствующего уровня, который ставит свою подпись на постановлении. Тем более, в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277, приказом начальника МВД РФ от 29.08.2014 № 736, распоряжением МВД РФ от 10.08.2001 №1/14559 на начальника подразделения дознания возлагается осуществление личного контроля за организацией работы комиссии по учетно-регистрационной дисциплине, выработка и контроль за реализацией конкретных мер по активизации и повышению эффективности деятельности комиссии, а также ежедневная проверка порядка ведения КУСП, контроль за соблюдением сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, дача письменных указаний руководителями подразделений по каждому из них. Информация о нарушениях закона на двух последних этапах может быть получена прокурором непосредственно от потерпевших, а также в результате внимательного и тщательного изучения материалов проверки, выявления противоречий между находящимися в них документами, а также между материалом в целом и информацией из иных источников. Признаки злоупотреблений могут быть получены при изучении реестров почтовых отправлений, книг учёта почтовых марок, журналов учёта входящей и исходящей корреспонденции в канцелярии органа внутренних дел. В отдельных случаях факт фальсификации может быть выявлен путём сопоставления материалов проверки и имеющихся в прокуратуре материалов проверки жалоб потерпевшего гражданина. О злоупотреблениях свидетельствует также отсутствие постановления, вынесенного в порядке ст. 145 УПК РФ, и его замена заключением по материалу, направление материалов проверки в специальное номенклатурное дело.
Обычный вид статьи
19 июня 2020



РаспечататьРаспечатать