Прокуратурой Октябрьского (с) района завершена проверка соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления Октябрьского района, регламентирующих порядок сбора и утилизации отходов производства и потребления, федеральному законодательству.
Проверкой установлено, что органы местного самоуправления Мокрологского, Алексеевского, Краснокутского, Красюковского, Персиановского, Кривянского, Коммунарского сельских поселений и Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области приняли Правила о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Несмотря на название, указанные нормативные правовые акты содержали нормы, регламентирующие не только порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но и порядок утилизации отходов производства и потребления, а так же порядок обезвреживания опасных и радиоактивных отходов.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относит лишь организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Не смотря на это, нормативные правовые акты органов местного самоуправления поселений Октябрьского (с) района содержат нормы, регламентирующие порядок обезвреживания опасных, в том числе и радиоактивных отходов, а так же порядок переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Согласно вышеуказанному закону к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, органами местного самоуправления поселений Октябрьского района Ростовской области присвоена компетенция муниципального района, а так же компетенция субъекта Российской Федерации (в части норм, касающихся обезвреживания радиоактивных и иных опасных отходов).
Проверкой так же установлено, что в бюджетах Мокрологского, Алексеевского, Краснокутского, Красюковского, Персиановского, Кривянского, Коммунарского сельских поселений и Каменоломненского городского поселения ни в 2006 году, ни в 2007 году не предусматривались расходы на мероприятия по обезвреживанию, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, что препятствовало реализации указанных нормативных правовых актов и создавало условия для возникновения на территории района несанкционированных свалок. В связи с отсутствием финансирования обязанности по ликвидации стихийных свалок возлагались главами указанных поселений на сельскохозяйственные предприятия, крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей.
В целях приведения нормативных правовых актов органов местного самоуправления поселений Октябрьского района Ростовской области, прокуратурой района в Октябрьский районный суд в порядке ст. 45, 251 ГПК РФ направлено 8 заявлений о признании Правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора недействующими в части, противоречащей федеральному законодательству.