Жилищная реформа – на кого надеяться…

Помощник прокурора Октябрьского (с) района юрист 1 класса Н.Ю. Толченникова  |  



Одним из важных этапов реформы жилищно-коммунального хозяйства, проводимой в Российской Федерации, является переход жилья из государственной собственности в частную и передача полномочий по управлению этим жильем из рук государства самим собственникам жилых помещений.
По задумке законотворцев данная реформа должна была улучшить ситуацию в жилищно-коммунальной сфере: когда за дом отвечает не безликая организация в виде ЖЭУ, домоуправлений, а сами собственники жилых помещений, качество управления должно возрастать.
Вместе с тем, практика прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере показывает, что на деле все складывается совершенно иначе.
Дело в том, что большинство собственников жилых помещений смутно представляют себе суть проводимой реформы, не могут определиться со способом управления многоквартирным домом, не видят разницы между ТСЖ (товариществом собственников жилья) и управляющей компанией, не знают своих прав и обязанностей управляющей компании и до настоящего времени не осознают, что являются не только собственниками жилых помещений, то есть квартир, но и собственниками общего имущества многоквартирного жилого дома.
В то же время нынешние управляющие компании – это  муниципальные либо частные предприятия, созданные на базе бывших ЖЭУ, не имеющие достаточной материальной и кадровой базы для содержания многоквартирных жилых домов в надлежащем состоянии.
Вместе с тем, основная масса собственников жилых помещений по-прежнему останавливает свой выбор на управляющих компаниях.
В связи с изложенным, прокуратурой района систематически проводятся проверки соблюдения федерального законодательства, регламентирующего порядок содержания общего имущества многоквартирных жилых домов, управляющими компаниями. В настоящее время на территории района функционирует две такие компании - ООО «Содержание жилого фонда» и ООО «Стройсервис +».
В апреле - мае 2008 года прокуратурой района проведена проверка содержания общего имущества многоквартирных жилых домов управляющей компанией ООО «Содержание жилого фонда», в результате которой выявлены многочисленные нарушения.
Так, при обследовании многоквартирных жилых домов находящихся на ул. Крупской, пер. Садовый и ул. Мира в п. Каменоломни, установлено, что общее имущество указанных домов не отвечает требованиям пожарной безопасности, входные двери подъездов, а так же чердачные двери и выходы на крышу не имеют дверей либо запорных устройств, чердаки и эвакуационные выходы захламлены строительным и иным мусором, что может привести к возникновению пожара и гибели людей.
По результатам выявленных нарушений закона прокуратурой района в отношении директора управляющей компании ООО «Содержание жилого фонда» возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, а так же направлено в суд 9 исковых заявлений об обязании управляющей компании ООО «Содержание жилого фонда» содержать общее имущество многоквартирных жилых домов в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Вместе с тем, главная проблема заключается не столько в ненадлежащем выполнении своих обязанностей должностными лицами управляющих, а в незнании собственниками жилых помещений своих прав, отсутствии контроля за деятельностью избранной ими компании. И эту проблему одними лишь мерами прокурорского реагирования решить невозможно. Так, прокурорская проверка показала, что инженер ООО «Содержание жилого фонда» некоторые свои «объекты» увидел впервые за два года управления.  Изложенное свидетельствует не только о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами управляющей компании, но и о низкой активности самих собственников жилых помещений.
Кроме того, самым действенным рычагом воздействия на управляющую компанию по-прежнему остается судебное решение. И здесь необходимо помнить о том, что прокурор может обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов  лишь тех граждан, которые по состоянию возраста, здоровья и иным уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться с иском в суд.
Подводя итог, можно сказать, что собственники жилых помещений, доверившие управлением многоквартирным домом управляющей компании, не должны устраняться от контроля за ее деятельность, должны проявлять инициативу  в решении вопросов, связанных с управлением многоквартирным жилым домом, в том числе при решении вопросов касающихся текущего и капитального ремонта.
Пришло время осознать, что в результате приватизации жилых помещений и жилищно-коммунальной реформы многоквартирные дома перестали быть собственностью органом местного самоуправления (государства), а, следовательно, бремя расходов по содержанию и ремонту  общего имущества указанных жилых домов полностью лежит на собственниках жилых помещении, а принцип «моя хата с краю…» не может принести положительного результата.

Обычный вид статьи
26 июня 2008



РаспечататьРаспечатать