Новости

Доска объявлений

Каталог
организаций

Фотогалерея

Октябрьский район

Поселения

Стратегия района



Афоризм

Я исключительна терпелива, при условии, что в конце концов выйдет по - моему.
Маргарет Тэтчер
Каменоломни.ruСтратегия районаПотенциал и стартовые условия развития

Уровень и качество жизни населения

Важнейшим показателем социально-экономического развития является уровень и качество жизни населения.  Уровень жизни является материальной основой качества жизни. Рост уровня жизни, его позитивная динамика создают условия для улучшения качества жизни.
Достаточное качество жизни характеризуется низким уровнем заболеваемости и высокой продолжительностью жизни, высокой степенью социальной защищенности, доступностью к получению образования, к культурным ценностям, возможностью вести здоровый образ жизни, обеспеченностью благоустроенным жильем.
Меры, способствующие повышению уровня и качества жизни людей, связаны, прежде всего, с ускорением экономического роста и развитием человеческого потенциала, с высокой степенью решенности тех проблем, с которыми сталкивается население.
Главное конкурентное преимущество на современном этапе связано с уровнем развития человеческого потенциала и состоянием сфер, обеспечивающих его развитие. К таким сферам относятся, прежде всего, здравоохранение, образование, жилищное строительство. В этих сферах находится ключ к обеспечению высокого и устойчивого экономического роста за счет повышения качества человеческого потенциала. Поэтому развитие сфер, связанных с развитием человеческого потенциала, является в перспективе абсолютным приоритетом.
Первостепенное значение для их развития имеют опережающие темпы роста бюджетных расходов на них. Расходы районного бюджета социальной направленности за период с 2002 года возросли в 3 раза и составят в 2007 году свыше 506 млн. рублей. Бюджетное финансирование образовательных учреждений района за этот период увеличилось с 65 млн. рублей до 267 млн. рублей, или в 4,1 раза, здравоохранения – с 46 до 110 млн. рублей (с учетом средств Фонда обязательного медицинского страхования), или в 2,4 раза, учреждений культуры и спорта – с 17 до 32 млн. рублей, или в 1,9 раза. Расходы на социальную защиту населения возросли в 2,4 раза – с 40,4 до 96,5 млн. рублей.



К основным факторам, определяющим уровень и качество жизни людей можно отнести следующие:
уровень доходов и трудовая занятость населения;
качество и доступность медицинских услуг и продолжительность жизни людей;
уровень доступности образования;
обеспеченность учреждениями культуры и спорта;
обеспеченность жильем.
Уровень доходов и трудовая занятость населения.
 Основным источником доходов населения района является заработная плата. Хотя следует отметить, что в последние годы все больший удельный вес начинают занимать доходы от предпринимательской деятельности.
 По размеру заработной платы и ее темпам роста Октябрьский район занимает лидирующее место в области, уступая среди сельских территорий лишь Аксайскому и Красносулинскому районам, в состав которых входят промышленно развитые города Аксай и Красный Сулин. С 2002 года размер начисленной заработной платы в среднем по району увеличился с 2615 рублей в месяц до 7991 рубля  по итогам 9 месяцев 2007 года, или более чем в 3 раза. Еще более высокими темпами рос фонд оплаты труда, что было обусловлено, как ростом заработной платы работников, так и ростом их численности. Фонд оплаты труда за этот период увеличился с 484,9 до 2262,5 млн. рублей, или в 4,7 раза.



 Дифференциация уровня оплаты труда в разных сферах экономической деятельности достигает в районе почти 3-кратной величины: от 4061 рубля в сфере торговли до 11725 рублей в сфере финансовой деятельности. Разница между наиболее низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми категориями работников -  в 15-20 раз.
 Самой низкооплачиваемой категорией продолжают оставаться работники бюджетной сферы: культуры, социального обслуживания, медицины, образования. Сокращение разницы в размерах оплаты труда должно проводиться преимущественно путем повышения нижнего уровня доходов населения. 



 Наряду с увеличением размеров оплаты труда, актуальной остается проблема трудоустройства населения. Только в личных подсобных хозяйствах в 2006 году в районе было занято 12,2 тысяч человек экономически активного населения, главным образом в сельской местности, большинство из которых не смогло получить постоянного места работы на предприятиях. Поэтому дальнейшая политика должна быть направлена на создание рабочих мест с достойной заработной платой и социальным пакетом, формирование необходимых условий для развития бизнеса, прежде всего за счет привлечения в экономику инвестиций.
 В районе 18,5 тысячи пенсионеров. В расчете на 1000 населения в 2006 году в районе было 248 пенсионеров, в среднем по области – 286. Доходы пенсионеров в виде пенсионных выплат за период с 2002 года увеличились в 2 раза и составили в 2006 году в среднем 2431 рубль в месяц. Низкий размер пенсий является одной из причин того, что в районе 2039 работающих пенсионеров, или практически каждый десятый пенсионер продолжает трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста.
 Из года в год увеличивается социальная поддержка малоимущих слоев населения района. Численность жителей, получающих поддержку через органы социальной защиты населения увеличилось с 30,4 тыс. человек в 2002 году до 43,2 тысяч в 2006, или на 42%, а размеры социальной поддержки – с 19,6  до 50,2 млн. рублей, или в 2,6 раза.
 Общая сумма доходов жителей района в виде оплаты труда, пенсий и социальных выплат составила в 2006 году 1847 млн. рублей, или 2060 рублей в месяц на одного жителя. При этом размер прожиточного минимума был 3021 рубль. То есть среднедушевые денежные доходы жителей района были меньше прожиточного минимума на 32%. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 16,6% от его общей численности, или 12,4 тысяч человек.
 Недостаток денежных средств компенсировался, главным образом, за счет содержания подсобных хозяйств. В сельской местности личные подсобные хозяйства по-прежнему являются одним из основных источников существования.



 О величине доходов населения и уровне жизни можно судить и по некоторым косвенным показателям, в частности, по способности населения к накоплениям, среднедушевому обороту розничной торговли и услуг, возможности приобретения бытовой техники, средств передвижения, недвижимости и другим. По этим показателям отмечается ежегодная положительная динамика. Однако по большинству из них в расчете на душу населения район пока значительно отстает от среднеобластного уровня.
 Во многом объясняется тем, что значительный объем торговых, бытовых и других услуг население получает в близлежащих городах. И низкие показатели по району связаны скорее не с отсутствием средств у населения, а с отсутствием необходимого и качественного сервиса в самом районе. В частности, 7 из 12 поселений, в которых проживает свыше 25 тысяч жителей, или 33,5% от их общего числа, вообще не имеют ни одного предприятия по оказанию бытовых услуг.
 Эта проблема должна решаться как за счет привлечения в район крупных сетевых операторов, что уже практикуется (магазины «Магнит», «Пятерочка», строительство банно-прачечного комбината в поселке Каменоломни), возведения крупных торговых центров, так и за счет создания собственной торговой сети районным агропромышленным комплексом и массового привлечения в сферу услуг малого и среднего бизнеса.
 Несмотря на низкий среднедушевой денежный доход, из года в год увеличиваются вклады населения в банки. Количество вкладов ежегодно растет на 3-4%. А средний размер вклада увеличился с 2005 года в 1,5 раза и составил в 2007 году 3817 рублей.
 Реализация Стратегии развития района позволит создать дополнительно несколько тысяч рабочих мест, значительно повысить заработную плату работающих, а, следовательно, и уровень жизни населения. Прогнозные расчеты показывают, что темпы роста заработной платы будут вдвое превышать темпы увеличения прожиточного минимума. И если нынешняя заработная плата обеспечивает около 2,5 прожиточных минимумов, то к 2020 году этот показатель должен превысить 5 прожиточных минимумов, что вполне соответствует достаточному уровню жизни.
 Качество и доступность медицинских услуг.
 Важнейшей составляющей качества жизни является здоровье людей. Всемирная организация здравоохранения в своем уставе определила, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
 Интегральным показателем здоровья населения может служить средняя ожидаемая продолжительность жизни. В районе она составляет 65 лет при среднем показателе по области почти 67 лет. При расчете индекса человеческого потенциала средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении по международным стандартам должна соответствовать 85 годам.
 Продолжительность жизни, помимо чисто медицинских аспектов, во многом зависит также от образа жизни, экономического и социального положения людей, уровня образования, обеспеченности жильем и других факторов. Но повышение эффективности и качества именно медицинской помощи было и остается важнейшим направлением улучшения здоровья населения, а, следовательно, и увеличения продолжительности жизни.
 В районе работает 54 медицинских учреждения, в том числе 4 больницы, из них центральная районная больница, узловая железнодорожная больница и две участковые, 3 врачебные амбулатории, 47 фельдшерско-аккушерских и медицинских пунктов.
 Обеспеченность коечным фондом и кадрами в здравоохранении района пока ниже, чем в других районах области. По данным показателям район отстает от среднерайонных по области в 2-4 раза. Для достижения среднеобластного уровня необходимо введение  в медицинских учреждениях 135 коек, 25 врачей, 9 работников среднего медицинского персонала. Кроме этого для улучшения качества наблюдения и профилактики заболеваний среди детей и подростков требуется дополнительное введение 44 ставок медицинских сестер в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, которые не предусмотрены в настоящее время из-за недостаточной численности в них детей.



В 14 малонаселенных пунктах района, в которых проживает свыше 2300 человек, медицинские учреждения отсутствуют, и население получает медицинскую помощь через территориально закрепленные за ними ФАПы. Для максимального охвата доврачебной медицинской помощью в перспективе требуется расширение сети медицинских учреждений, в том числе за счет приобретения модульных ФАПов.
 В районе высокая смертность населения в трудоспособном возрасте. В 2006 году доля умерших в этом возрасте составляла 29% от общего числа умерших, по области – 26%. Причем смертность среди мужчин в трудоспособном возрасте в 4 раза выше, чем среди женщин.
Одной из актуальных проблем, имеющих важное и медицинское, и экономическое значение является рост инвалидности. Численность инвалидов увеличилась с 4820 человек в 2004 году до 5481 человека в 2007 году, или на 14%, при снижении первичной инвалидности за этот период на 37%.
 О большой потере трудоспособного потенциала в результате инвалидности свидетельствует тот факт, что 50%  от общего числа инвалидов составляют люди трудоспособного возраста, а рост численности инвалидов в трудоспособном возрасте за этот период составил почти 20%.
 Дальнейшее развитие сферы здравоохранения в районе должно осуществляться, прежде всего, за счет обеспечения нормативной укомплектованности всех учреждений медицинским персоналом. Необходимо также довести обеспеченность населения лечебными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями до среднеобластных показателей, оснастить их современным диагностическим и лечебным оборудованием. Работа самого здравоохранения района должна быть направлена на эффективную профилактику заболеваний, сокращение сроков восстановления утраченного здоровья людей путем широкого внедрения в медицинскую практику современных методов диагностики и лечения.



Решение этих проблем во многом будет зависеть от обеспеченности медицинских работников жильем и объема инвестиций, вкладываемых в здравоохранение, прежде всего в сельской местности. При этом необходимо практиковать вложение в медицину частных инвестиций. В конечном итоге это будут инвестиции в человеческий капитал, в улучшение качества жизни людей.
Доступность образования.
 Другим важнейшим показателем, характеризующим качество жизни и уровень развития человеческого потенциала, является степень образованности населения и доступность образовательных услуг.
 О степени образованности жителей района можно судить по результатам переписи населения, проводившейся в 2002 году. Согласно этой переписи 44,5 тысячи человек, или 68% от численности населения в трудоспособном и старше трудоспособного возраста,  имели среднее и высшее образование. Из них 8,7 тыс. человек, или 14% были с высшим и незаконченным высшим образованием, свыше 17 тыс. человек, или 26% - со средним профессиональным образованием, 18,7 тыс. человек, или 28%  – с полным средним образованием.
 Образовательные услуги в районе предоставляются дошкольными, школьными учреждениями, а также учреждениями начальной и высшей профессиональной подготовки – это 29 детских садов, 27 средних образовательных школ, профессиональный сельскохозяйственный лицей № 89 и Донской государственный аграрный университет.
 Одной из проблем, требующих решения в ходе реализации Стратегии развития района, является увеличение обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями. Вместимость детских садов составляет 1634 человека. Количество детей в дошкольных учреждениях возросло с 887 человек в 2002 году до 1638 человек в 2007 году, или в 1,8 раза. Очередь в детские дошкольные учреждения составляет 572 ребенка, или 38% от числа имеющихся мест в дошкольных учреждениях. Хотя с учетом общей численности детей дошкольного возраста потребность в местах в дошкольных учреждениях значительно выше.  
 Наиболее остро вопрос с обеспечением детей дошкольными учреждениями стоит в Алексеевском поселении, где только одно детское учреждение на 20 мест, остальных детей возят в детские сады города Новошахтинска. Большой дефицит мест в дошкольных учреждениях также в Кривянском поселении, Краснокутском поселении, в поселке Каменоломни и некоторых других поселениях.



Ситуация с обеспеченностью дошкольными учреждениями еще больше обострится в ближайшие годы в связи с наметившимся увеличением рождаемости и принимаемыми мерами по улучшению демографической ситуации в районе.
Максимальная обеспеченность детей дошкольным воспитанием - это одна из наиболее значимых составляющих качества жизни населения и эта проблема должна решаться в районе в первоочередном порядке, как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения частных инвестиций, в том числе в рамках соглашений о социальной ответственности бизнеса. Одним из резервов решения этой проблемы является также выход района на бюджетную самодостаточность и получение самостоятельности в использовании бюджетных средств.
 Определенные проблемы имеются и в системе школьного образования.
 В районе отмечается устойчивая тенденция к ежегодному снижению численности школьников. Численность учащихся в школах района уменьшилась с 8757 человек в 2002 году до 6709 человек в 2007 году, на 2048 человек, или на 23%. По области контингент учащихся за этот период сократился на 22%.



Несмотря на значительное снижение численности учащихся, остается острой проблема обеспеченности школьными учреждениями, условиями обучения. В районе ощущается дефицит школьных мест.  Недостаток школьных мест компенсируется за счет организации обучения детей в две смены, а также тем, что значительная часть детей обучается в городских школах или после окончания 9 классов уходит учиться в лицеи, колледжи, училища и другие профессиональные учебные заведения.
 Во вторую смену в школах района обучается 1465 человек, или 22% от общего числа школьников. За период с 2003 по 2007 годы доля выпускников школ района, получивших полное среднее образование, снизилась на 11% по сравнению с численностью выпускников с неполным средним образованием.



Наиболее критичная ситуация с обеспеченностью школьными местами наблюдается в поселке Каменоломни, в Кривянском, Краснокутском, Артемовском и Красюковском поселениях. Дефицит школьных мест в этих поселениях к численности детей школьного возраста соразмерен целым полнокомплектным школам, а в Кривянском поселении – двум школам.
 Стратегический план развития района должен предусматривать развитие сети как дошкольных, так и школьных учреждений с тем, чтобы максимально удовлетворить потребности в них населения района с учетом их территориальной доступности.
 Другим направлением в развитии системы образования района является профессиональное образование. Располагая достаточными кадровыми ресурсами, научной и производственной базой, Донской государственный аграрный университет и профессиональный сельскохозяйственный лицей № 89 должны проводить политику по разработке и реализации образовательных проектов, направленных на профессиональную подготовку кадрового потенциала с учетом Стратегического плана развития района, создания новых отраслей и предприятий, внедрения в производство новейших технологий и техники. Именно от этих образовательных учреждений во многом будет зависеть кадровое обеспечение экономического развития района и реализуемых в районе инвестиционных проектов.
Обеспеченность учреждениями культуры и спорта.
 Уровень качества жизни определяется также доступностью населения к культурным ценностям, наличием возможностей для культурного досуга, занятий творчеством и спортом.
 Культурно-досуговые услуги населению оказываются 40 клубными учреждениями и 30 библиотеками. Обеспечены такими услугами далеко не все жители района.
 В 23 хуторах и поселках с численностью населения менее 500 человек, или в каждом третьем населенном пункте района, отсутствуют стационарные клубные учреждения. Обслуживание населения здесь осуществляется автоклубами. В 31 населенном пункте нет стационарных библиотек, при этом в 12 из них открытыт пункты выдачи книг. Отсутствуют общедоступные (публичные) библиотеки даже в таких крупных населенных пунктах, как поселок Казачьи Лагери, где проживает свыше 3 тысяч населения, в поселках Верхнегрушевский и Кадамовский,  в которых численность жителей превышает 1 тыс. человек.
 Уменьшается и книжный фонд в библиотеках района. За пять лет он сократился с 365,8 тыс. экземпляров в 2002 году до 333,2 тыс. экземпляров в 2006 году, или на 9%. А в расчете на 1 пользователя – с 16,6 до 10,9 экземпляров, или в 1,5 раза, при среднеобластном показателе 16,6 экземпляров. 



Недостаточно в районе и общедоступных капитальных спортивных сооружений, приспособленных для круглогодичных занятий спортом и проведения спортивных мероприятий. Практически лишь в поселке Каменоломни этим требованиям удовлетворяют спортивно-оздоровительный комплекс и новый современный водно-оздоровительный спорткомплекс. Спортивные залы имеются, главным образом, при учебных заведениях.
 В то же время в районе имеется 255 спортивных плоскостных сооружений. Физкультурой и спортом охвачено 13,3 тыс. человек, или около 18% жителей района (среднеобластной показатель – 13,4%).
 Наличие культурных и спортивных объектов является той базой, на которой должно вестись культурно-нравственное воспитание и прививаться здоровый образ жизни, а, следовательно, и улучшаться качество жизни людей. Ограниченность доступа к учреждениям культуры и спорта является одной из косвенных причин, определяющих уровень преступности. 



Общее количество преступлений, ежегодно совершаемых в районе, остается примерно на одном и том же уровне и в последние 3 года даже имеет тенденцию к снижению – с 1342 в 2004 году до 1097 в 2006 году. В то же время отмечается значительный рост преступлений против личности и против собственности граждан, соответственно, в 1,6 раза и на 23,5%, а также уровень преступности среди несовершеннолетних.
 Развитие сети культурных учреждений и спортивных сооружений является вложениями в человеческий капитал и должно быть одним из приоритетных направлений в деятельности, как органов местной власти, так и предприятий и организаций района.
Обеспеченность жильем.
 Обеспеченность жильем, наряду с доходами, является важнейшим социальным индикатором, определяющим уровень жизни людей. При этом немаловажное значение имеет не только наличие жилья, но его благоустроенность.
 Жилищная проблема является одной из наиболее острых проблем в районе. По данным поселений в целом по району на одного жителя приходится 17,6 кв. метров жилья при социальной норме 18 кв. метров и среднем показателе по области за 2006 год 20,2 кв. метра.
 Уровень обеспеченности жильем по поселениям колеблется от 12 кв. метров в расчете на одного жителя в Персиановском поселении до 24,3 кв. метра  в Артемовском поселении.
 Другой проблемой является то, что не все семьи обеспечены собственным жильем. Больше всего таких семей в Кривянском и Бессергеневском поселениях, а также в поселке Каменоломни. Проблема усугубляется еще тем, что ежегодно в районе создается около 600 новых семей, которые также нуждаются в собственном благоустроенном жилье.
 Район занимает первое место в области по объемам капитального ремонта жилого фонда. Тем не менее, в районе еще имеется ветхое жилье общей площадью свыше 8 тыс. кв. метров. Это составляет 0,7% от общей площади жилья. По области этот показатель равен 2,2%.



 Для того, чтобы только выйти на нынешний среднеобластной уровень по обеспеченности жильем, то есть на 20,2 кв. метра в расчете на одного жителя, в районе надо построить около 200 тысяч квадратных метров жилья. Для этого необходимо ежегодно в районе строить и вводить до 20-25 тысяч квадратных метров жилья. В прошлые годы ежегодный ввод жилья составлял около 8-10 тысяч квадратных метров. При этом стратегией развития области предусматривается довести обеспеченность жильем к 2020 году до 28 квадратных метров на человека.
 В последнее время в районе велось только индивидуальное жилищное строительство. С 2007 года началось строительство жилья и предприятиями, в том числе многоэтажного. В рамках областного пилотного проекта в поселке Красногорняцком построено 10 домов котеджного типа, финансирование которого осуществлялось частично за счет бюджетных средств.  В слободе Красюковской введено в строй 8 домов в новом жилом квартале. Началось строительство и будут сданы в 2008 году 5 многоквартирных домов в поселке Каменоломни и многоэтажный дом в поселке Персиановском, продолжится строительство одноэтажных домов в слободе Красюковской. Объем инвестиций в жилищное строительство за последние три года составил 407 млн. рублей и увеличился с 86 млн. рублей в 2005 году до 206 млн. рублей в 2007 году, или в 2,4 раза.
 Важным аспектом является не только обеспеченность населения жильем, но и его благоустроенность.
 В последние годы в районе многое делается по благоустройству жилья, в частности по его газификации и водоснабжению. На газификацию населенных пунктов района за 2005-2007 годы направлено 159,0 млн. рублей, на водоснабжение – 77,4 млн. рублей.
 Бытовой газ подведен в 32 населенных пункта района, в которых проживает 82% от общей численности населения района, централизованное водоснабжение – в 36 населенных пунктов с 70%  жителей района.



Стратегией развития Ростовской области предусматривается довести уровень газоснабжения потребителей к 2020 году до 100%.
 Для решения проблемы полной обеспеченности населения благоустроенным жильем необходимо принятие комплексной программы, предусматривающей создание в районе крупных специализированных строительно-монтажных организаций и предприятий по производству строительных материалов, возобновление строительства жилья для своих работников хозяйствами и предприятиями района, развитие ипотечного кредитования и других форм финансовой поддержки индивидуального строительства, развитие коммуникаций, инженерных сетей и жилищной инфраструктуры.
 Наряду с точечной застройкой в населенных пунктах, должна практиковаться квартальная застройка, комплексное освоение новых территорий. На этих территориях одновременно со строительством жилья  должны строиться детские сады, школы, торгово-бытовые и культурно-досуговые объекты, создаваться вся необходимая социальная инфраструктура. При этом обязательным условие должна быть ценовая доступность такого жилья для большинства жителей района. Необходимость в комплексной застройке будет возникать, в первую очередь, в связи с потребностью в кадровом обеспечении новых крупных предприятий, промышленных и торгово-промышленных зон, комплексных центров. Поэтому в решение этой проблемы должен участвовать крупный бизнес.
 Необходимо благоустраивать и существующий жилой фонд, прежде всего в сельской местности. Качество жизни на селе должно соответствовать городским стандартам.
 Для реализации жилищной программы и повышения уровня жизни населения в районе необходимо сформировать соответствующий индустриально-строительный кластер.
* * *
 Уровень и качество жизни населения являются абсолютными приоритетами как для района в целом, так и для поселений. Существующие в настоящее время территориальные различия в уровнях доходов, обеспеченности жильем и его благоустройстве, доступности образования, медицины и других социальных составляющих, требующихся для нормальной жизни населения, обуславливают необходимость разработки и реализации стратегии развития каждого поселения района.



12 марта 2008
версия для печати

Новости
Система Orphus